Исходный текст этого интервью и всю информацию по нему можно (и нужно) прочесть здесь http://www.nausicaa.net/miyazaki/interviews/afternausicaa.html , тем более что все указанные там копирайты нам пришлось не красиво нарушить. К тому же это интервью сложно для перевода и тут могут быть ошибки, мы же будем весьма признательны за поправки.
Я не был уверен, что смогу закончить эту работу.
В: Наусика была закончена через 13 лет.
М: В ней 59 глав, так что если их просто сложить, получится 5 лет. Но вместе с последовавшим и предыдущим временем (временем на подготовку?) пожалуй, я действительно потратил примерно половину этих 12-13 лет на Наусику.
По правде говоря, я с самого начала сомневался в том, что смогу закончить эту работу. Можно сказать, что я мог писать не думая, что будет дальше, ведь я решил, что смогу остановиться в любое время. Я работал по принципу "пусть все идет, как идет", а не "я хочу, чтобы было так".
В: Вот так? А мы думали, что история такого размаха, которую можно назвать эпической драмой, имела детальный план с начала до конца, и вы писали ее, терпеливо растягивая время.
М: Нет, нет. Я не способен на такое планирование. Я просто писал что-нибудь, когда наступал крайний срок сдачи, и только позже понимал значение написанного. У меня было так много раз.
В: Фильм вышел в 1984, через три года после начала манги, и только в этом году, 10 лет спустя она была закончена. В течение этого времени о ней было сказано много слов, в том числе и критических.
М: Это оттого, что люди читали мангу под впечатлением от фильма. Они решили, что Наусика - борец за окружающую среду, и так и не смогли сойти с этой предвзятой позиции. Можно сказать, что манга так и не смогла побороть (это предвзятое мнение).
В: Сами сюжеты фильма и манги очень отличаются. В манге мы можем более полно и разносторонне увидеть личность Наусики.
М: Конечно. Если бы фильм был таким же как манга, не было бы смысла писать ее дальше. Я не был уверен, надо ли писать дальше, но в фильме были моменты, которые меня не полностью удовлетворяли и я заставил себя написать продолжение. Честно говоря, чтобы бросить писать я сбегал из-за письменного стола делать следующий фильм.
Этим нельзя гордиться. Даже когда я заканчивал следующий фильм, мне было трудно вернуться к Наусике. В итоге я прекращал писать ее четыре раза.
В: Этот фильм стал знаменем экологического движения, которое еще только начинало набирать силу в 80-х годах...
М: Сам я никогда об этом не думал, но наверное так оно и было. Мы думали об этом гораздо раньше и это началось с книги Накао Сасукэ [Nakao Sasuke-san] <1> .
Я думаю, что начинал Наусику не как историю о экологии или ради защиты окружающей среды. Сначала я думал написать историю, где действие происходит в пустыне, но когда начал рисовать, это оказалось не интересно и я сменил место действия на лес. Тогда история и приобрела такой вид.
Кажется у меня не было и большого размаха. Я писал по принципу "пусть все идет по очевидному пути". Я хотел, чтобы в истории было что-то огромное, например спящий Бог Воин... Я просто вставил его в историю, говоря себе: "Что же теперь будет? У меня неприятности". Я продолжал работать, продолжая лгать себе: "Я смогу закончить эту работу когда захочу. Журнал прекратит иметь со мной дело раньше..." -смеется-
В: Что вы пытались написать, когда думали о пустыне?
М: Я правда не помню. Я знаю, что должен был думать о многих вещах... Помню только то, что я был раздражен. У меня вызывал отвращение путь нашего общества.
В: Это было около 1981-82 гг?
М: Это было прямо перед, или сразу после 1980. (Это мое отвращение) касалось не только проблем окружающей среды, но и того, куда идут люди. Особенно пути Японии. И особенно отвратительно мне это всё было в то самое время.
В: Значит во время того экономического бума вы...
М: Я был так смущен. Я был так зол. А теперь я успокоился? Думаю, источник моего расстройства просто куда-то сдвинулся...
Закончив фильм, я загнал себя в угол.
В: Итак, если у вас не было плана с начала до конца, разве не трудно было решиться снять фильм "Наусика"?
М: Я действительно был в неудобном положении. Если бы эту историю написал другой человек, я мог бы решительно за нее взяться, но поскольку она шла изнутри меня, я не мог ее воплотить. Даже если что-то не было описано в манге, за каждой страницей, у меня были свои заблуждения, мысли и чувства. Используя те же мотивы, что и в манге, но изменяя их, меняя их значение, я уместил их в такие границы, что смог закончить историю.
Фильм и начинает и завершает историю. Некоторые могут сказать: "Одного начала достаточно", но я снимаю развлекательные фильмы и думаю о границе, которая закончит историю.
В фильме я не могу сделать большего. Важно то, что Наусика совершила свою революцию Коперника, когда обнаружила значение, роль и устройство Гнилого моря. Я решил что именно до этого момента и будет идти фильм. Но у меня осталось много вещей, которые я не смог уместить в его рамки, и не смог совсем выбросить.
Конечно это было невозможно, ведь с самого начала я решил написать в манге то, чего не могу сделать в фильмах.
В: Так вот почему манга и фильм "Наусика" абсолютно разные работы. Все потому, что в фильме должны быть начало и конец.
М: Даже если бы я снимал фильм "Наусика" сейчас, после окончания манги, я сделал бы такое же кино. Не думаю, чтобы я его изменил.
В: Значит то, как заканчивается фильм никак не повлияло на мангу?
М: Как я уже говорил выше, фильм закончился, и я писал мангу не для того, чтобы повторять его. Я вообще не думал о том, что было в фильме. Я просто забыл о нем -смеется-.
Когда я делал фильм "Наусика", то настаивал, что делаю его "по желаниям", а не "по возможностям". Но когда фильм был закончен, я обнаружил себя глубоко погруженным в область религии, куда очень не хотел попасть. Я думал: "Это не хорошо", и это действительно завело меня в тесный угол.
Итак, после фильма я сказал себе, что продолжая мангу, буду подходить к проблеме более серьезно, но когда начал, появилось много вещей, которые я не мог понять. С начала и до конца я обрывал описание таких вещей.
В: Это долго продолжалось после того, как вы закончили фильм?
М: Да. Ведь читатели приходят и уходят, а я писал ее в журнале, думая, что возможно они не понимают что происходит (потому, что присоединились в середине истории). Тем не менее я перестал слишком много думать о вещах, которые не могу понять.
В: То есть?
М: Если мы примем (существование) Бога как данность, то можем объяснить этот мир. Но я не могу так поступить. И тогда я вступил в области, куда не хотел заходить, в такие как Человечество или Жизнь.
Я могу понять мир, через конфликты и противоречия между людьми, но я нашел себя неудовлетворенным таким уровнем (объяснения).
Так я ни о чем не могу сказать с уверенностью.
Моя голова кружится только от мысли о том, что бы вы сделали, если Бог-воин с такой разрушительной силой, зовет вас "мама". И замешательство Наусики было моим собственным замешательством.
В: Ближе к концу манги роль Бога-воина полностью меняется по сравнению с фильмом...
М: Вы можете встретить гигантов, дающих вам силу во многих масс-культурах. Это стадо слонов в Тарзане, или Железный человек 28 (Гигантор) <2> . Причину, по которой они так часто появляются в разной форме, можно объяснить нашим желанием вернуться к громадной сущности, нашим импульсом к росту, или чем-то вроде того. Обычно в масс-культуре, это сделано неоднозначным, только упоминанием, что огромная сила это "Окей", если она хороша.
На самом деле, большая часть силы создается техникой. Я думаю, что техника сама по себе нейтральна и невинна. Как автомобили. Они лояльны и по настоящему преданы водителям.
Мы чувствуем безопасность, думая, что у машины нет сердца, но на самом деле люди дали машинам сердца. Верные, невинные и преданные сердца. Самопожертвование - сущность машин. Они похожи на собаку, выполняющую приказы хозяина, как бы ни был зол этот хозяин. Думаю, что мысль о том, что люди дали машинам сердце основана на "Трех правилах роботов" Айзимова. Бог-воин в "Наусике" - не оригинальная идея. Его дизайн вы также можете увидеть во многих ранее существовавших вещах. Но когда я дал материальную форму "Невинности", он стал чем-то, что я не могу контролировать. Я думаю, что дал эту форму, потому, что сильно тоскую о ком-то невинном...
В: История изменилась, когда Бог-воин пробудился.
М: Когда я пишу такую историю, у меня нет выбора, кроме как обдумывать мысль, если она хоть раз пришла ко мне, и для меня важны некоторые бессмысленные куски. Даже зная, что структура истории может разрушиться, я не мог забыть эти куски. Нет, я не могу этого хорошо объяснить.
Наверное есть люди, которые могли объяснить это глубже, острее и более надлежащими словами задолго до того как я начал об этом думать. Мне больно осознавать, что у меня нет такой способности.
В: Так что вы подразумеваете под религиозной сферой?
М: В человеческих мыслях много вещей, которые мы считаем значимыми. Вы можете назвать это атрибутами разных верований и мировоззрений, но я думаю, что они на самом деле существуют в природе...
Мы путаемся во множестве мирских желаний. Но я боюсь, что если мы захотим избегнуть этих желаний и идти к чему-то чистому, это окажется обычный камень или капли воды. Но в тот момент, когда мы воплощаем эти мысли в слова, все сводится к дискредитирующей религии. Возможно я не смогу описать (эти мысли), я еще не достиг нужного уровня. В конце концов я стал больше волноваться о Боге-воине, чем о людях.
В: А мы стали больше волноваться об ому. Пока мы читали Наусику произошло много разных событий...
У меня не было слов. [1]
М: Попав в такую ситуацию, я не смог разобраться со многими вещами. Иногда я думаю, что это похоже на "Доктора Стрейнджлава" <3> , и даже не знаю, странно ли это.
Даже то, что как мы думаем, присуще только людям, например чувства, может быть даже у самого простого в мире вируса. Возможно эти вещи, которые мы разделяем (с другими жизненными формами) только всплыли в людях. Было бы невозможно (думать таким образом), не изучай я shugyo <4> лучшего мозга. Думаю я и сейчас не могу выразить это словами.
Я попал в эту ситуацию. Даже зная, что это опасно, я не мог не идти этим путем, потому что я уже вписал Бога-воина (в историю) десять лет назад. Я не мог сказать: "Я написал это, но забыл" -смеется-
Так что я скорее шел за историей, чем создавал ее.
В: История шла сама...
М: Даже не шла, она была уже там. Она не шла бы в том направлении, что мне хотелось. И все же я толкал историю в том направлении, что хотел, даже зная что это будет явной фальшью. Но мне нравилось это делать. В конце концов как могла Наусика, девочка вынесшая на плечах такую ношу вернуться к обычной жизни? Какой человек может после этого не сойти с ума? Единственное что я знаю, так это то, что даже зная, что она не сможет вернуться, она будет оставаться там и она (или мы? он не употреблял местоимения) продолжит смотреть, что будет дальше.
В: В фильме было своего рода решение, но в манге с самого начала Наусика задавала много вопросов. И без их решения все закончилось еще большим и большим количеством вопросов.
М: Да. Я не мог удержаться от вопроса о том, что такое жизнь, вопроса на который я с самого начала не мог ответить.
Моему псу 16 лет, и он может умереть в любой день. Он плохо видит, он еле чувствует запах, у него слышит только одно ухо. Но он все еще жив.
Когда я смотрю в его глаза, он не кажется счастливым, но когда я беру его на прогулку, кажется он немного счастливее. Я не знаю что такое жизнь. Это странно, но с тех пор как я потерял обоих родителей, я думаю о них глядя на своего пса, к примеру я думаю что он уже не собака. Рябь расходящаяся по поверхности воды постепенно уменьшается. Это все та же рябь, но уже не те сильные волны, что при рождении - пожалуй так я могу это понять.
Многое говорит о том, что живые существа - это просто транспорт для эгоистичных генов, но мы не можем принять (такое объяснение). Возможно с древних времен великие люди думали об этом. Я имею ввиду, что только начинаю понимать, что они чувствовали что-то такое еще до того, как это было установлено наукой.
В: Вы узнали, что есть много вещей, которые вы не можете понять...
М: Да. Я понял, что не могу просто и поверхностно объяснить отношения между природой и людьми, или природу внутри человека. Однако жизнь - это путь удержания этого "поверхностного (внешнего) баланса", и я могу сказать, что лучшее что мы можем сделать, это и дальше удерживать этот баланс.
Но если пойти глубже, то я становлюсь перед хаотическими вопросами, будто перед тьмой вселенной. И похоже, что ключ к этим вопросам содержится в мыслях людей прошлого, что уходили жить отшельниками в горах, а не в наших собственных головах.
Сейчас я поражаюсь, когда слышу религиозные речи, которые раньше игнорировал. Я чувствую: "О, и об этом уже говорили". За простыми словами, к примеру, в начальном учебнике Буддизма, содержится громадный опыт и много прочих мыслей. Я могу почувствовать, что они об этом. Но я не могу полностью принять как мои собственные. Я просто в недоумении.
Когда я повторяю слова, они начинают меняться. Но в отличие от таких людей как Синран (Shinran), который писал их без боязни (изменения их значения при переходе от мыслей к словам), я не могу этого сделать [2] . Я решил не заставлять Наусику говорить такие вещи, так они бы неизбежно звучали бы не так. Я думал, что стал понимать все более ясно, но поскольку я писал "Наусику", на самом деле для меня стало еще труднее характеризовать разные вещи. Я имею ввиду, что у меня просто не было слов.
Как у самой Наусики не было слов, так и я думал что не хочу выражать это словами. В тот момент, когда я вмещаю "я думаю, это так" в слова, оно приобретет другое значение.
В: Вскоре после того, как Наусика решила "Я буду продолжать лгать", история заканчивается...
М: Это больше подходит моей героине, таков ее путь. У меня не было выбора кроме как думать, что это от любви к окружающим ее жизням.
Как бы то ни было, "мы правы, мы одолеем врага, и установится мир" - это ложь. Я точно могу сказать что это ложь. Есть хорошие и плохие вещи. Вы можете делать хорошие вещи. Но человек, который делает хорошие вещи не обязательно хороший человек. Это значит только то , что он/она "делает хорошие вещи". В следующий момент он/она может сделать и плохие вещи. Это человек. Бессмысленно так думать, мы многое недооцениваем, включая политические решения и самих себя.
Советский Союз рухнул легче чем Дорок.
В: Пока вы писали Наусику, за пределами Японии случилось много событий. Что-то из них повлияло на вас?
М: Больше всего меня шокировала гражданская война в Югославии.
В: То есть?
М: Я думал, что этого больше не повторится. Я думал люди уже устали от такого, ведь они и раньше делали эти ужасные вещи, но нет. Я понял, что люди никогда не остановятся. Это показало мне, как я был наивен.
В: И в отличие от войны в Заливе это была война старого типа.
М: Войну в заливе легко понять. Иракское правительство очень похоже на японское во время войны (Второй мировой). Они просто послали солдат куда-то на острова, или в пустыню и сказали им: "Действуйте как знаете", не послав еды или воды. Было больно видеть, как эти военные похожи на японских военных. Но в Югославии все было не так.
Думаю, все было начато несколькими бандами. Но мы не смогли остановить их. Также когда в Германии поднимался нацизм, многие там говорили, что это просто группа банд, но они выросли в неудержимую силу.
Например, когда мы смотрели новости CNN, казалось, что сербы это воплощение зла. Но если вникнуть в суть, выяснится, что это не так. Определенно это конфликт между Западной Европой и Греческим Православием в христианстве. Тогда не удивительно, что сербы не доверяют НАТО. Они предпочитают русских.
Значит сербы правы? Нет. Обе стороны глупы, и обе творили много неописуемых вещей. Даже если там и была справедливость, когда война начинается, любая война становится отвратительной (гнилой). Это война.
В: Наусика тоже говорила: "Здесь нет справедливости".
М: Я читал многое, потому что люблю (читать о) войне. Когда люди спрашивают меня: "Вам нравится война?" я отвечаю: "Вы думаете тем, кто изучает СПИД, нравится СПИД?" Но у меня хватило сил понять, что мое понимание истории было очень наивно.
В: А что вы скажете о крахе Советского Союза?
М: Это случилась как раз когда я описывал крах страны Дорок в "Наусике". Описывая это, я сам удивлялся, как может такая империя как Дорок рухнуть так легко, и был сильно удивлен, когда Советский Союз рухнул еще легче.
Страны гибнут, и через некоторое время люди могут снова вернуться к своей ежедневной жизни. Такое действительно может случиться. Я долго думал о том, что случилось с теми людьми, которые жили когда пала Западная Римская империя, но с крахом Советского Союза я получил ответ на свой вопрос.
В: Можно сказать здесь отличная корреляция...
М: Да, я многое должен был написать о крахе Дорокской Империи. Но с другой стороны, боюсь 16 страниц в месяц это предел моей производительности, и я не мог написать многого. Почему погибла страна, или для начала, что такое страна? Как она устроена, почему ее система перестает работать... Я знаю, я должен был это написать, но у меня есть оправдание, что у меня не было времени. Империя сама собой пала и в манге и в реальном мире, в Советском Союзе...
Наусика изменила мой образ мыслей.
М: Пока я пытался закончить "Наусику", со мной случилось то, что можно назвать переворотом. Я полностью отверг марксизм. У меня не было выбора кроме как отвергнуть его. Я решил что он не верен, и что исторический материализм также не верен, и я не могу смотреть на вещи под его углом. Это было тяжело. Даже сейчас, я иногда думаю, что если бы я не изменился, многое было бы проще.
Но я изменился не вдруг, или поборов (себя), это происходило неуклонно, просто в процессе написания некоторые вопросы внутри меня стали преобладать.
Я думаю, что это ясное изменение в моем образе мыслей произошло скорее от того, что я писал "Наусику", чем от изменения моего положения в обществе.
Например, в начале я даже колебался, надо ли делать Наусику дочерью вождя Дзила, короче принцессой. Я думал, что некоторые могут сказать, что это относит Наусику к элитному классу, и я думал как бы мне (оправдать мой выбор). Но скоро мне это стало не важно. Мне не важно кем она родилась. Я не хотел больше обсуждать такие вещи. Не важно в каком классе ты родился, дурак - это дурак, а хороший человек - это хороший человек. Важно не в то, что кто-то прав или не прав, важно будет ли он/она хорошим человеком и захочешь ли ты быть его/ее другом. Между людьми в этом мире есть только такие (различия). Я перестал смотреть с классовой точки зрения. То что кто-то прав только потому, что он трудящийся - ложь. Большинство народа делает много глупостей. Я не доверяю опросам общественного мнения. С такими взглядами я просто возвращаюсь к основам. Это не что-то раскрывающее глаза, это было сказано много раз. Если я думаю снова вернуться туда, то чувствую настоящую тьму, но думаю, что должен это принять. Думаю, что я должен иметь собтвенный взгляд на мир.
Когда я впервые увидел фильм о том как большая толпа приветствует Мао Цзэ Дуна на площади Тяньаньмэнь, думаю это было в конце 50-х, я чувствовал, что его лицо по настоящему зловеще и болезненно. Но так как мне рассказывали, что он душевный человек, и все такое, я думал, что видимо в тот день он был просто болен и не фотогеничен. -смеется- Я действительно так думал. Но оглядываясь назад, я должен был довериться своему первому чувству.
Со мной много раз было такое. Я всегда старался пересилить чувства идеалами. Теперь я прекратил это делать. И на современных политиков я смотрю только по своим впечатлениям.
В: И вашей интуицией...
М: Чувство, что это хороший человек больше, чем интуиция. Даже если он/она не имеет политических способностей, это хороший человек. Мы не можем ожидать от них великих дел, но как бы то ни было, хороший человек - лучше всех. Сейчас я пробую смотреть на вещи с такого уровня (мыслей). Короче говоря, я иду назад и глупею.
В: Разве это не больше похоже на подъем по спиральной лестнице, чем на возвращение?
М: Я чувствую, что могу только ходить по кругу... К примеру, имеется Национальное движение под названием "Лесное движение Тоторо", и они используют персонаж из фильма, для своей пропаганды [3] . Но я сотрудничаю с ними не потому, что они правы. Дело в том, что в этом движении много хороших людей. Они так близки к земле.
Это люди, которые любили холмы Саяма задолго до появления этого движения [4] . Когда у них было свободное время, они гуляли вокруг, смотрели на растения и птиц, и думали, что они могут сделать для этого места. Из-за того, что это такие люди, мы счастливы позволить им использовать наших персонажей. Будь это какие-то фашисты от экологии, я бы немедленно отобрал это право.
В наше время, я связываюсь с людьми не потому, что они правы или не правы, а потому, что они хорошие люди. Так что мой мир становится все меньше и меньше -смеется-
"Решение" проблем окружающей среды в очистке реки по соседству.
В: А как насчет того, что когда вы начали писать Наусику, Япония вызывала у вас отвращение?
М: Ну, я прошел тот этап, когда чувствовал, что "это послужит им уроком", после того как лопнул пузырь экономического бума, и теперь я чувствую освежение [5] . Проблемы в итоге не были решены, но это сломало стену и впустило свежие идеи [6] .
Дефицит риса был ерундой [7] . Не похоже, чтобы люди голодали. Я был поражен мощью экономики.
В: Вы имеете ввиду, что если нам что-то надо, мы можем это купить (за границей).
М: Если бы это случилось в 40-е, была бы громадная проблема, но сейчас все сводится только к ворчанию, вроде: "Тайский рис не так хорош" [8] . Я думаю, мы увидели потрясающую силу (экономическую мощь Японии). В то же время, я думал, как трудно выжить стране без экономической мощи...
Я устал обсуждать Японское сельское хозяйство. Если бы я мог сказать, что думаю, меня бы не поняли.
Однажды я встретил фермера, который говорил, что будет продолжать производить рис без пестицидов, и я решил покупать рис у него, даже если в неурожайный год цена повысится. Так у меня дома и решилась проблема сельского хозяйства. -смеется-
Конечно, я понимаю, что это не решение, но я не люблю сенсационные выражения, типа "Японское сельское хозяйство потеряно", и тем более "Японское кино мертво", хотя я могу понять злость тех, кто так говорит [9] .
Я чувствую, что это не так. Это не такая вещь которую можно легко потерять или выиграть. Я только раздражаюсь, когда слышу это от с/х кооперативов или при обсуждении проблем сельского хозяйства. Я просто хочу решить это на персональном уровне. Это не то, чем я могу гордиться. Но ... уж лучше пусть так, чем кто-то умрет от голода.
Сейчас я думаю только так. И о проблемах окружающей среды тоже. Когда люди сообща очищают реку по соседству, я присоединяюсь к ним, если есть время. Я думаю это просто прекрасно. Но и это не решает никаких проблем. Это значит только то, что мы подбираем брошенные полиэтиленовые пакеты, ну вы знаете.
Короче говоря, есть много областей, где мы ничего не сможем сделать, если будем думать об общих вещах. Ничего не будет двигаться, потому что между общими вещами и частностями огромная пропасть. Но человека часто могут удовлетворить частности. Вот что мне больше всего нравится в это время.
Если мы видим целое с вершины горы или с самолета, то чувствуем безнадежность, но если мы спустимся вниз, куда ведет прекрасная дорога примерно в 50 метров, мы чувствуем, что эта дорога хороша, а погода прекрасна и солнечна, и мы чувствуем, что можем продолжать дальше. Интересно, почему мы так по-разному чувствуем себя в зависимости от точки зрения. Думаю, что такие вещи удовлетворяют меня гораздо больше, чем разговор о глобальном на симпозиуме или лекции. Но я продолжу водить машину и загрязнять воздух. Если все остановятся, я тоже остановлюсь, но даже тогда я продолжу двигаться до последнего. Поднимите цену на бензин до 300 йен за литр -смеется- Ой, я плююсь, вы меня простите?
В: Если так, то машин не может быть слишком много.
М: Я страшно злюсь, когда слышу как кто-то говорит: "Если снизить цену бензина, это стимулирует японскую экономику". Только тот, кто хочет платить за это цену, может ехать. Если все ездят на автомобилях, это не прогресс и не равенство между людьми, просто ничего. Сейчас перед нами стоит проблема популяризации всего на свете. Я сам принадлежу к широким массам и глядя на изображение "Цеппелина", хочу полететь на воздушном корабле, но в ту эпоху, я принадлежал бы к тем, кто не может этого сделать. Но и при этом я не думаю, что лучше бы в ту эру все могли летать на воздушных кораблях.
В этом году я думаю разместить почву и траву на крыше этого здания (Студии Джибли). Это тоже не решит никаких проблем, но лучше действовать, чем просто злиться. Я слышал, что от этого изменятся и затраты на отопление и охлаждение. Многие могут сказать, что это мелкое решение, и это так, но я хочу это сделать, если смогу.
Один фотограф работает над проектом по приглашению детей, облученных в Чернобыле для лечения в Японию. Месяц побыв в Японии они становятся гораздо здоровее и от лучшей пищи. Например один ребенок снова начал расти.
Но он знает, что когда через месяц ребенок вернется домой, он вернется к предыдущему состоянию. И его гложет мысль, что даже если он привезет в Японию около десятка детей, это будет бесполезно для оставшихся десятков тысяч. А я думаю это просто прекрасно, хотя думаю, что эти мои слова люди могут истолковать неправильно.
"Это же бессмысленно, если ребенок умрет?" Нет, не так. Возможно, главное - это то, что дети почувствовали за это время. Но когда я вкладываю это в слова, это будет чрезвычайно неверно истолковано. Это трудно. Если мы попробуем судить по результатам, многие вещи будут трудны. Если я говорю: "Этот момент важен", кто-то может подумать, что меня заботит только этот момент. Это трудно. Очень трудно сказать это словами.
В: К словам легко придраться . Что бы вы ни говорили, к этому можно придраться.
М: Я многое не могу сказать словами. Я говорю: "Мы просто чистили реку", потому что многие люди прилепили мне "Eco mark" так что... [10]
В: Вы специально говорите это, чтобы создать противоречие.
М: Да. На самом деле я не хочу ничего говорить. Мне лучше действовать, а не говорить слова. Это лучше, ведь я делаю что-то вместе во всеми.
Бросаю, потому что, не понимаю как это.
В: После съемок фильма "Наусика", пока вы продолжали работать над мангой, вы сняли такие аниме как "Лапута", "Тоторо", "Кики" и "Порко Россо". Эти фильмы совсем не похожи на "Наусику".
М: Думаю я смог снять их, потому что писал "Наусику". "Наусика" была самой тяжелой из них. Болезненно возвращаться в мир Наусики и я не хотел идти назад. И хотя я писал ее в этом мире, написание такой вещи делало для меня трудным возвращение в общество.
В: И вы продолжаете отстраняться?
М: Да. Но середина производства фильма, это большая суета. Я сосредотачиваю внимание на каждой тривиальной ежедневной детали. "Почему он дурачится?" или "Лучше бы ему жениться" -смеется- или еще что. Это очень по мирскому. И мы будем суетиться, по поводу того, придут люди смотреть на это или нет.
После окончания фильма, я ошеломленно отдыхаю, и тогда Наусика ждет. Я это ненавижу. Я хожу вокруг полгода, и снова начинаю писать, потому что у меня нет выбора. Но, как я говорил раньше, по правде я делал кино частично из-за того, чтобы убежать от Наусики. Я не собирался делать светлую вещь, потому что уже делал тяжелую, но если бы я не писал "Наусику", думаю, что страдал бы, пытаясь добавить в фильм еще тяжелых сцен. Об этом я думаю оглядываясь назад. Тогда я об этом не думал и делал их потому, что такой фильм будет хорош.
Мне не нравилось планировать написание "Наусики", так что я не думаю что снова когда-нибудь буду делать что-то похожее.
В: И каковы ваши перспективы, после окончания "Наусики"?
М: Окончание Наусики вовсе не значит что ее события закончились. Все будет идти бесконечно, но мы подошли к сути "теперь вы знаете, (что будет)". Я имею ввиду, что мы пришли в отправную точку наших дней современного мира, который так трудно понять. С этой точки будут происходить бесконечные глупости, и мы будем пытаться справиться с ними. И все это будет повторяться много раз. Я пытался закончить в той точке, откуда это все можно увидеть.
Я понял это пока писал, но роль Наусики - не только быть лидером, или вести людей. Как типичный представитель своего мира, она смотрит на мир как своего рода медиум.
И структура (истории) такова, что люди которые доверяли Наусике, продолжали сами двигать события. Так что это не тот путь, по которому обычного строится сюжет. Я беспокоился и об этом.
Итак, сейчас манга закончена, но есть еще много вещей, в которых я должен был разобраться к тому времени, когда будет опубликована последняя глава. Но я решил закончить ее сейчас, оставив те вещи, которые не мог понять.
Иначе я не мог закончить работу, которую начал когда мне было чуть за 40 и не мог постареть. Теперь, когда я ее закончил, я почувствовал себя настоящим стариком (jijii).
Но ничего не закончено. Я не чувствую освобождения. Я хотел бы сказать, что сбросил свое бремя, я думал, что теперь мне станет легче, но не стало. Я думал, что станет проще, потому что я уже не пишу, но это просто значит, что моя вторая болезненная работа будет еще более болезненной -смеется-
В: Как бы то ни было, нам видно, что там осталось еще много не написанных глав.
М: Да. И Наусика знает это лучше всех.
Примечания переводчика на английский:
1. Это очень трудный для перевода "философский" оборот. Если вам не понятно это интервью, то тут наполовину моя вина, наполовину Миядзаки (Рё).
2. Синран - знаменитый монах, введший в Японии культ Будды.
3. Они используют Тоторо, как свой символ.
4. Холмы Саяма, место где живет Тоторо.
5. "Лопнувший пузырь" означает крах курса акций и рынка земли в конце 80-х.
6. В другом интервью он говорил о истории знатного дома, окруженного стеной, чтобы защитить его от внешней нищеты.
7. Тогда в Японии был большой неурожай риса (1993).
8. Чтобы не обидеть тайцев, проблема была в тех японцах, что не привыкли к длинному рису и не умели его готовить ^_^
9. Когда правительство решило ввезти рис, который был "священной коровой" , разгорелись жаркие дебаты о будущем японских фермеров, которые так зависят от риса.
10. "Eco marc" - наклейка на продуктах в Японии, что говорит об их "экологической чистоте".
Примечания переводчика на русский:
1. Накао Сасукэ (1916-1993) - известный японский ботаник, написавший книгу "Происхождение сельскохозяйственных культур и сельского хозяйства" (Saibai Shokubutsu to Noko no Kigen). Эту книгу Миядзаки прочел вскоре после ухода со студии Toei в 1971 г. и она оказала огромное влияние на его мировозрение.
Суть книги в том, что ранее вечнозеленые леса покрывали всю Восточную Азию, включая Японию и культура каждой расы и цивилизации на Земле зависит от первобытной растительности в районе ее появления.
После этой книги Миядзаки сошел с антропоцентрической точки зрения на мир и стал интересоваться темой взаимоотношений человека и природы.
2. Железный человек 28 (Tetsujin 28-go), или в иностранном прокате "Гигантор" - первый аниме-сериал о гигантском роботе. 1963 г.
3. "Доктор Стрейнджлав" - антивоенный фильм Стэнли Кубрика, его полное название "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал беспокоиться и полюбил атомную бомбу" говорит само за себя. 1964 г.
4. shugyo (сугё) - аскетические тренировки в подготовке самураев, суть которых в обнаружении предела возможностей человека.